
По данным Росстата, в первой половине 2025 года в России резко увеличилось количество обанкротившихся компаний. Организаций, которые прекратили деятельность, в 1,5 раза больше, чем предпринимателей, которые только зарегистрировались. Малый и средний бизнес переживает кризис, и в таких условиях правильное, адаптивное управление бизнес-процессами — критический фактор для выживания компаний. В статье разбираемся, какие тренды в менеджменте помогут организациям расти даже в кризис и какой нас ждет будущее управления бизнес-процессами.
Содержание:
— Как меняется управление бизнес-процессами
— Ключевые тренды в управлении бизнес-процессами 2025
— Будущее роли человека в управлении процессами
— Что делать бизнесу уже сейчас
Как меняется управление бизнес-процессами
Традиционный менеджмент строился на двух китах:
-
Авторитарный или бюрократический стиль управления.
-
Каскадная методология управления проектами.
Сильный лидер и регламентированные процессы снижают вероятность ошибок и помогают оптимизировать затраты. Традиционный менеджмент можно сравнить с железнодорожным транспортом. Руководитель долго прокладывает маршрут, а потом сотрудники движутся по накатанным рельсам, не сворачивая с пути. Управление бизнес-процессами в традиционном менеджменте — это способ оптимизировать издержки, повысить эффективность.
У такого подхода есть много преимуществ, в том числе стабильность бизнеса и умеренный рост. Но условия последних пяти лет пошатнули экономическую стабильность рынка, и в новых реалиях традиционный процессный менеджмент уступает в эффективности более гибким методикам управления бизнес-процессами.
Причин для этого несколько:
-
высокая конкуренция;
-
быстрое совершенствование технологий;
-
пандемия и цифровая трансформация бизнеса.
Рынок стал более подвижным, неустойчивым, но и перспективным. С одной стороны, это дает много новых возможностей. С другой стороны, эти возможности легко упустить, если работать в жестких рамках и не отходить от регламентов.
Поэтому компании переходят от традиционного управления бизнес-процессами к более гибким методологиям, например, agile, и цифровым моделям. Это помогает быстро адаптироваться к меняющимся условиям и тестировать гипотезы перед принятием окончательного решения.
Если процессный менеджмент — железнодорожный транспорт, то agile-методологии — автомобиль. Хочешь — едешь по дорогам, нет — прокладываешь новые маршруты по полям. Можешь сворачивать, разгоняться, опережать конкурентов на трассе или тихонько ехать по пригороду, экономя топливо.
В новых бизнес-реалиях концепция управления организацией как совокупностью процессов (BPM) приобретает особенную значимость — это уже не простой способ оптимизации, а инструмент стратегического роста.
Ключевые тренды в управлении бизнес-процессами 2025
Рассмотрим, какие тенденции в управлении бизнес-процессами прослеживаются уже сейчас и будут действовать в ближайшие пять лет.
Интеллектуальная автоматизация и ИИ
Стоит отличать роботизацию и внедрение искусственного интеллекта. Там, где процесс роботизации просто действует по заданному алгоритму, искусственный интеллект учится, совершенствуется и во многом сам создает эти алгоритмы работы. И та, и другая технология активно внедряются в бизнес-процессы. Что это дает:
-
Сокращение рутины и экономия времени — системы автоматически выполняют действия, которые раньше приходилось совершать вручную.
-
Снижение ошибок из-за человеческого фактора.
-
Ускорение бизнес-процессов — системы выполняют автоматические действия практически мгновенно.
ИИ используют в большинстве сфер бизнеса. Например:
Бухгалтерия и финучет |
Системы сами формируют и отправляют контрагентам счета, разносят поступления и списания на статьи учета и создают отчеты ПиУ и ДДС |
Общение с клиентами |
CRM создают клиентскую базу, сегментируют покупателей для маркетинга. ИИ-боты общаются с клиентами, сокращая время работы операторов колл-центров и уменьшая период ожидания ответа |
Логистика и снабжение |
Модели, основанные на предиктивной аналитике, анализируют исторические данные по спросу, продажам, сезонным тенденциям и на их основе строят планирование закупок |
HR и управление персоналом |
ИИ-модели анализируют большой объем резюме и оценивают соискателей. Обучающие платформы подстраиваются под интересы и уровень навыков сотрудника, чтобы предложить актуальный контент или курсы |
Внедрение agile-подходов
Гибкие методологии управления проектами, например, Канбан или SCRUM, более адаптивны, чем каскадный подход. Agile позволяет вносить коррективы в планы без превышения сроков и ресурсов. Гибкие методологии управления помогают:
-
Оценивать промежуточные результаты работы.
-
Получать актуальную статистику по эффективности работы сотрудников, временным затратам.
- Получать регулярную обратную связь от клиента.
-
Работать в команде и решать проблемы сообща.
-
Менять цели и процессы в ходе работы, в соответствии с потребностями клиента или изменениями на рынке.
Например, команда разработчиков ПО работают по SCRUM. Получив техническое задание от клиента, команда за двухнедельный спринт подготовила первый инкремент продукта. Заказчик получи работу, протестировал и добавил новые требования. За следующий спринт разработчики сделали второй инкремент и снова отправили работу клиенту, чтобы получить обратную связь. Такой подход помогает делать проекты постепенно, постоянно сверяясь с целями работы и запрашивая обратную связь. Например, если бы команда разработчиков работала в другом стиле управления, вероятно, они бы представили клиенту готовый продукт, получили правки и начали бы работу заново, а это заняло бы гораздо больше времени.
Фокус на клиента
Все бизнес-процессы выстраиваются с оглядкой на клиента: насколько это удобно и как повысит его удовлетворенность. Раньше процессы ориентировались на другие показатели: производительность, финансовую эффективность.
В частности, это хорошо работает с привлечением CRM. Системы сохраняют историю взаимодействий. Это позволяет создавать персонифицированные предложения, увеличивать ценность товара или услуги для клиента.
Например, сервис отслеживает поведение клиентов в интернет-магазине, а автоматические рассылки содержат персонифицированную рекламу. Так если посетитель смотрел товары, но не положил их в корзину, в рассылке придет подборка с похожими предложениями.
Data-driven подход
Принятие всех решений основывается на аналитике актуальных данных и big data. Для этого компании автоматизируют сбор информации и расчет показателей.
Например, раньше руководитель смотрел на бухгалтерские отчеты, которые отражают результаты прошедшего периода, и видел только результаты за месяц. Теперь он ведет финучет и смотрит за текущими финансовыми показателями в режиме реального времени. Если упадут продажи, увеличатся издержки или появится кассовый разрыв, он узнает об этом сразу и оперативно примет нужное решение, чтобы предотвратить проблему.
Будущее роли человека в управлении процессами
Значимость сотрудника в компании растет: если раньше подчиненные в глазах начальства были взаимозаменяемыми, как винтики в отлаженном механизме, то теперь каждый — это важный актив бизнеса и член команды, который имеет уникальные компетенции и роль.
Какими навыками должен обладать сотрудник:
-
Инициативность, умение принимать решения и брать на себя ответственность.
-
Работа с цифровыми инструментами.
-
Командное и кросс-функциональное взаимодействие.
-
Аналитические навыки.
-
Адаптивность к меняющимся условиям.
Приглашаем на курс «Автоматизация бизнес-процессов»
Как оптимизировать бизнес-процессы: описать и провести анализ, найти пути их улучшения, внедрить автоматизацию? Программа Русской Школы Управления разработана специально для тех, кто хочет разобраться в процессном подходе к управлению. Вы познакомитесь с основными, вспомогательными и управленческими процессами, лучшими практиками процессного подхода и особенностями проектов по автоматизации.
Корпоративная культура в компаниях перестраивается от жесткой иерархии и бюрократии к открытости, гибкости, взаимодействию и прозрачности бизнес-процессов. Если раньше сотрудники единожды приобретали компетенции и годами работали по одним регламентам, то теперь они должны постоянно учиться, приобретать новые навыки и расти. Помимо профессионального развития кадрового резерва, это позволяет всему бизнесу быть адаптивным, новаторским и проводить процессы цифровой трансформации и устойчивого развития.
Что делать бизнесу уже сейчас
В период кризиса для многих отраслей бизнеса важно найти слабые места и точки роста для развития управления процессами. Глубокая аналитика, моделирование и оптимизация бизнес-процессов помогут не только удержаться на плаву, но и шагнуть вперед. Но чтобы выбрать правильное направление развития, нужно освоить инструменты управления бизнес-процессами.
На курсе РШУ «Управление бизнес-процессами» вы на практике научитесь использовать самые эффективные техники анализа и планирования, в частности:
-
методологию бережливого производства;
-
диаграмму Исикава;
-
концепцию DMAIC;
-
циклы улучшения качества PDCA и 8D.
70% обучения на курсе — практика и решение реальных кейсов, поэтому вы получите не только знания, но и отработанный навык применения этих методик.
Инвестиции в обучение персонала быстро окупаются и приносят не только стабильную прибыль, но и предсказуемость бизнес-процессов, креативные идеи и инновационные решения, лояльность сотрудников и повышение рентабельности бизнеса.
Уже сейчас вы можете начать строительство корпоративной культуры, которая основана на постоянном улучшении бизнес-процессов, гибкости и постепенных изменениях. И компетентные сотрудники — один из первых шагов на пути к стабильному развитию бизнеса.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.