Личный кабинет
Как развивать управленческие навыки начинающим руководителям: советы и практики

Как развивать управленческие навыки начинающим руководителям: советы и практики

Какие скиллы нужны руководителям-новичкам и как их развивать, чтобы выстраивать работу максимально эффективной — рассказываем в статье.
16

Первая руководящая должность — это всегда вызов. Вчерашний высококлассный специалист, чьи успехи измерялись личными KPI, сегодня должен вести за собой команду, расставлять приоритеты и отвечать за общий результат. Эйфория от повышения быстро сменяется грузом ответственности и новыми, непривычными проблемами. Как эффективно пройти этот переход? Разберем, какие навыки критически важны для начинающего руководителя, как избежать частых ошибок и какие практические инструменты и программы помогут быстро адаптироваться к новой роли.

Почему начинающим руководителям важно развивать управленческие навыки

Многие ошибочно полагают, что лидерские качества и управленческая хватка приходят с опытом сами собой. Однако начало карьерного пути руководителя — это тот самый момент, когда закладывается фундамент будущего стиля управления. Промедление или неверные шаги на старте могут дорого обойтись и менеджеру, и его команде, и бизнесу в целом.

Основные трудности новичков при переходе от «хорошего специалиста» к роли лидера:

  • Смена фокуса с задач на людей. Вместо того чтобы самому выполнять работу, нужно ставить задачи, мотивировать и развивать команду.

  • Делегирование. Сложно отпустить контроль и доверить коллегам задачи, которые ты раньше делал идеально и быстро.

  • Ответственность за чужие результаты. Теперь успех зависит не только от личных усилий, а от работы всей команды.

  • Необходимость давать и принимать обратную связь. Особенно сложно бывает конструктивно критиковать бывших коллег.

Развитие управленческих навыков с самого начала позволяет не наступать на «грабли», которые годами вырабатывали другие менеджеры, а сразу применять проверенные методики и инструменты. Это инвестиция, которая окупается многократно за счет сохраненной нервной системы, ускоренного карьерного роста и высокой эффективности команды.

Фокус должен быть на практических, применимых здесь и сейчас компетенциях. Условно их можно разделить на несколько блоков.

1. Коммуникационные навыки. Сюда входит:

  • Четкая постановка задач (SMART, RACI). Умение донести задачу так, чтобы ее поняли с первого раза и выполнили правильно.
  • Проведение эффективных встреч. Чтобы совещания были короткими и результативными, а не тратой времени.
  • Обратная связь. Регулярная и конструктивная, как похвала, так и корректировка действий.

2. Навыки командообразования и мотивации. Руководитель работает не в вакууме. Важно понимать, как сплотить разных людей, выявить их сильные стороны и создать среду, где хочется работать и расти.

3. Тайм-менеджмент и расстановка приоритетов. Теперь нужно управлять не только своим временем, но и ресурсами всей команды. Навык определять, что важно и срочно для достижения общих целей, становится ключевым.

4. Базовые управленческие инструменты. Знание основ бюджетирования, планирования, контроля и отчетности. Это уже не опциональный навык, а обязательное требование для любого менеджера.

5. Эмоциональный интеллект. Способность понимать свои эмоции и эмоции подчиненных, управлять ими для предотвращения и разрешения конфликтов.

Развитие этих компетенций — центральная задача для новичка. В РШУ этому посвящены отдельные программы для руководителей, такие как курс «Развитие управленческих навыков». Он как раз подходит для отработки практических навыков на реальных кейсах участников: новички-управленцы освоят системный подход и анализ ресурсов, научатся строить управление вокруг целей, а не ежедневных задач, и смогут сформировать условия, в которых команда станет сплоченной и мотивированной.

Типичные ошибки начинающих руководителей и как их избежать

Осознание типичных ошибок — уже половина пути к их исправлению. Рассмотрим самые частые «ловушки».

1. Микроменеджмент — попытка контролировать каждый шаг сотрудников, диктовать не только что, но и как именно делать. Руководитель выгорает, команда теряет инициативу и мотивацию, превращаясь в исполнителей без права на творчество. 

2. Попытка «нравиться всем» и стремление быть хорошим коллегой, а не требовательным руководителем. Из-за этого сложно принимать непопулярные решения, давать жесткую обратную связь или увольнять неэффективных сотрудников. Подрывается авторитет, решения принимаются исходя из личных симпатий, а не интересов бизнеса. 

3. Недостаток или нерегулярность обратной связи. Сотрудники не понимают, хорошо ли они работают, куда расти и какие зоны развивать. Обратная связь дается только в формате ежегодной оценки или когда что-то пошло не так. Проблемы накапливаются, мотивация падает, мелкие ошибки перерастают в системные сбои. 

4. Сложности в переходе от «эксперта» к «лидеру». Руководитель вместо того, чтобы управлять персоналом, продолжает «прыгать на помощь» и решать задачи за подчиненных, потому что делает это быстрее и качественнее. Руководитель превращается в «сверхспециалиста», который тащит на себе всю работу, а команда не развивается. 

Методы развития управленческих навыков

Развить или, как сегодня принято говорить, прокачать, управленческие навыки начинающим руководителям можно, используя несколько рабочих методов. Как всегда максимальный результат дает комплексный подход.

Наставничество и коучинг

Эффективность развития управленческих компетенций существенно возрастает при интеграции институтов наставничества и коучинга. Роль опытного наставника заключается в трансфере практического опыта и адаптации начинающего руководителя к новым функциональным обязанностям, а также к корпоративной культуре организации. Наставник, выступая в качестве ментора, способен оперативно и эффективно передавать знания, минимизируя период адаптации и снижая риски совершения ошибок, характерных для начального этапа управленческой карьеры. 

Коучинг, в свою очередь, ориентирован на раскрытие внутреннего потенциала руководителя и развитие лидерских качеств. Применение коучинговых техник способствует выявлению и переосмыслению ограничивающих установок, формированию стратегического видения и развитию навыков эффективной коммуникации.

Форматы реализации наставничества в корпоративной среде варьируются. Это могут быть формализованные программы с четко определенными целями и критериями оценки, либо неформальные отношения, основанные на взаимном интересе и готовности делиться опытом.

Обучение и тренинги

Систематическое повышение квалификации посредством специализированных курсов и тренингов является неотъемлемым компонентом развития управленческих навыков. Корпоративные программы, адаптированные к специфике деятельности организации, наряду с внешними образовательными инициативами, обеспечивают поступательное формирование необходимых компетенций.

Курсы, предлагаемые РШУ, такие как «Управление командой» и «Эффективный менеджмент», ориентированы на освоение практических инструментов и методик, релевантных для начинающих управленцев. Особое внимание уделяется эффективному делегированию задач исходя из индивидуальных особенностей сотрудников, управлению мотивацией и вовлеченностью персонала, разработке устойчивых стратегий развития компании, внедрению инновационных проектов для стимулирования роста и увеличения дохода.

Значимую роль в становлении лидера играют soft skills и развитие эмоционального интеллекта. Курс «Управление эмоциями» позволяет освоить техники саморегуляции и межличностного взаимодействия, что способствует формированию благоприятного рабочего климата и повышению эффективности командной работы. 

Программы MBA предоставляют комплексное понимание бизнес-процессов и формируют лидерские качества, необходимые для эффективного управления организацией в условиях глобальной конкуренции.

Практика и ротация в компании

Обучение руководителей через опыт является одним из наиболее эффективных методов развития soft и hard skills. Участие во временных проектах и кросс-функциональных командах позволяет новичкам применять полученные знания на практике, развивать навыки коммуникации и принятия решений в условиях неопределенности.

Ротация кадров представляет собой стратегический инструмент, направленный на расширение управленческого кругозора и приобретение опыта работы в различных функциональных областях организации. Данный подход способствует формированию системного мышления и развитию способности видеть общую картину бизнеса.

Советы для начинающих руководителей

Что может сделать сам руководитель для повышения собственной эффективности? Прежде всего, необходимо внедрить практику регулярного запроса обратной связи от членов команды и коллег. Именно систематический сбор и анализ обратной связи является критически важным для выявления областей, требующих улучшения.

Ведение дневника решений и ошибок представляет собой эффективный инструмент самоанализа и обучения на собственном опыте. Фиксация принятых решений, их обоснование и последующий анализ результатов позволяют выявлять закономерности в принимаемых решениях и избегать повторения ошибок.

Осознанная работа над «слабыми зонами» требует самодисциплины и готовности к самосовершенствованию. Необходимо идентифицировать области, в которых руководитель испытывает наибольшие трудности, и разработать план действий по их устранению.

Поиск наставника, как внутри, так и вне компании, может значительно ускорить процесс профессионального развития. Наставник, обладающий опытом и знаниями, способен предоставить ценные советы, помочь в решении сложных задач и оказать поддержку в сложных ситуациях.

Постановка личных целей развития обеспечивает направленность усилий и мотивирует к достижению результатов. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.

Стать эффективным руководителем — это не вопрос таланта, а вопрос целенаправленного развития конкретных навыков и избегания типичных ошибок. Начало пути — самый важный этап, где правильные привычки и инструменты закладывают основу для долгосрочного успеха. 

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!